fbpx

История американского бренда «Харли-Дэвидсон»

На заре «атомного века» Америку захлестнул самый настоящий бум конструирования так называемых «повозок с керосиновым двигателем для езды верхом». Понятия «мотоцикл» в самом начале 1900-х практически не существовало. Следует снять шляпу перед теми первыми изобретателями, творившими мотоциклетную технику из того, что буквально попадется под руку. В ход шли детали других механизмов, выпускавшихся тогдашней промышленностью, обрезки труб, велосипедные колеса и прочие подобные материалы.

21-летний оболтус из Милуоки Уильям Харли (1880-1943 гг.), мастеря моторчик для своего велосипеда, создал карбюратор из обычной консервной банки. До этого все в доме он перемазал машинным маслом, провонял жилище керосином и даже устроил взрыв в подвале. Разгневанный папа Сильвестр выгнал его в деревянный сарайчик во дворе, где к Уильяму присоединился его школьный друг и первейший помощник во всех начинаниях — Артур Дэвидсон (1881-1950 гг.). Добрая тетушка Джейн — не то с иронией, не то всерьез, — повесила на двери сарайчика табличку — «Моторная компания Харли и Дэвидсон», даже не подозревая о том, что стала «мамой» мирового бренда.

Первое изделие молодых механиков-соратников двигалось со скоростью быстро идущего человека, и без помощи педалей не могло взобраться даже на пологий пригорок. Но неудача только раззадорила молодых людей – ведь первый результат был получен, осталось только улучшить его! Вскоре к ним присоединилось ещё два брата Дэвидсона — Уильям (1870 -1937 гг.) и Уолтер (1876-1942 гг.).

Второе изделие вышло вполне «товарного» качества, и с ним можно было выступать на местных соревнованиях механического транспорта. В кроссе на деревянном треке усовершенствованный «велосипед с моторчиком» занял четвёртое место. Это дало повод новоявленным изобретателям продолжать двигаться в выбранном направлении, хотя денегвсе равно не хватало.

Не обладая фундаментальными знаниями в механике, Харли и Дэвидсон с соратниками привлекли к работе немецкого инженера-эмигранта, фамилия которого в истории не сохранилась. Однако, взяв от него все, что он мог предложить, и, использовав его знания в своих технических изысканиях, будущие промышленники впоследствии не любили упоминать этотфакт. Бизнес и ничего личного.

На дворе был 1904-й год, а на «стапеле» стояло новое, более совершенное изобретение Харли и Дэвидсона, в которое они вложили все, что имели сами и что могли привлечь со стороны. Это был мотоцикл нового поколения, нечто отличное от того, что создавалось ранее не только Харли и Дэвидсоном, но и многими другими изобретателями-механиками. Работа шла тяжело. Изобретатели испытывали финансовые трудности, собирая буквально по пенсу в стеклянной банке на полке. Но вряд ли ещё кто на свете относился с такой любовью и нежностью к своей новой механической машине. За серый цвет и тихий звук мотора они называли его ласково – «Серый Тихоня». И «Серый Тихоня», как живой, начал платить им тем же, побивая рекорд за рекордом: первое место в гонке на большом кольце в Чикаго, гонка на экономию топлива (188 км на одном галлоне бензина) и некоторые другие, которые позволили новой фирме громко заявить о себе на всю Америку.

В 1906-м году, после того, как был налажен массовый выпуск мотоциклетной техники и начались ее продажи, приносившие первые капиталы, Харлей и Дэвидсон построили свою собственную фабрику, где и по сей день располагается штаб-квартира компании «Harley-Davidson Motor Company». Не лишенные сентиментальности, они перенесли туда и маленький сарайчик, простоявший до 70-х, пока подрядчик, занимавшийся реконструкцией фабричных площадей, не раздавил его бульдозером, приняв за брошенный туалет.

Прорывом в производстве мотоциклов стало появление V-образного двигателя (V-twin). К этому времени на проходной уже стояла толпа желающих приобрести «Харли». Пришло время расширять клиентскую базу. Мексиканские бандиты подкинули идею создания военного мотоцикла. Мафиози Панчо Вилья пересадил своих головорезов с лошадей на «Харли», совершая стремительные набеги на пограничные городки. Понимая трудности в переговорах с твердолобыми военными, Х-Д издали журнал «Энтузиаст», где проплаченные журналисты, не жалея чернил и не щадя бумаги, соревновались в фантазиях на тему «Мотоцикл в грядущих войнах». Журнал регулярно подкидывался в почтовые ящики высокопоставленных чинов Пентагона. Военные сделали вид, что додумались до военного применения мотоциклов сами и заказали несколько сот машин, причем по цене выше, чем если бы Х-Д пришли к ним сами.

Таким образом началась новая страница в биографии будущего мирового бренда. «Серый Тихоня» «одел» хаки, получил двухскоростную КПП, коляску с пулеметом и отправился через океан на фронты Первой Мировой. Границу поверженной кайзеровской Германии первым пересек «Харли» капрала Роя Хольца. Кстати, несколько экземпляров подарили русскому императору Николаю II, но покататься вволю он на них не успел.

После войны «милуокский квартет», как неофициально называли себя изобретатели, просто фонтанировал идеями и новациями, создавая мотоциклы в духе американской свободы, с повадками ковбоя Дикого Запада и душой поэта-лирика. Бензобаки получают каплевидную форму, мотоциклы оснащаются передними тормозами. В 1928 г. появляется двигатель с двумя распредвалами, позволяющий развить скорость до 160 км/ч. А двигатель «плоская голова» — 737 см3 был настолько удачен, что использовался вплоть до 1972 г. Гонщик Лесли «Рыжий» устанавливает на «Харли» 23 рекорда скорости, причем не американских, а мировых! Талисманом гоночной команды выбрали поросенка, за что она получила название «Боров».

В 1939 году мир вступает в очередную войну. В 1941-м Америка присоединилась к всеобщему безумию. Х-Д снова переключились на военную продукцию. Для Северной Африки, где генерал Роммель гонял союзников по пустыне, как тушканчиков, создаётся спецмодель ХА 750 — пустынный мотоцикл с оппозитным двигателем и карданом, к сожалению, не ставший серийным, но зато показавший себя в экстремальных условиях достаточно хорошо. Выражением патриотизма сталопоявление на топливном баке звезды взамен фирменного знака. В Европе мотоцикл получил громкое название «Освободитель».

26 тысяч экземпляров мотоциклов «Харли-Дэвидсон» были направлено в СССР по программе ленд-лиза. Бойцы Красной Армии оценили простоту эксплуатации, надёжность и нарекли мотоцикл «Валуем», но предпочтение все же отдавали более проходимому на фронтовом бездорожье отечественному М-72 (будущий «Урал»). После Победы «Харли» ещё долго колесили по дорогам России. Говорят, в полуразвалившихся сараях глухих деревень и сейчас можно найти их останки.

После гибели (1950 г.) в автокатастрофе Артура Дэвидсона — «последнего из могикан» — закончился, пожалуй, самый яркий период истории компании. Надо отдать должное наследникам. Они не развалили дело, начатое более 100 лет назад. Компания по-прежнему на слуху, динамично развивается, радуя любителей новинками мототехники. Правда, порой действия руководства несколько удивляют и даже шокируют. Если зажигалкам, кружкам и кожаной одежде с мотоциклетным брендом не стоит удивляться, то, например, галстук, охладитель вина, пустые пивные банки, сигареты, настольные телефоны, вяленая говядина в пакетиках по космической цене со всемирно известным логотипом — уж совсем, как говорится, ни к селу, ни к городу.

«Харли-Дэвидсон» сегодня — это большой и дорогой мотоцикл для серьёзных бородатых мужиков, ценящих в нем комфорт, мощь и спокойствие, с каким он поглощает километры шоссе. Он не любит бездорожья, ленив на крутых поворотах и поделил байкерское сообщество на тех, кто мечтает ездить на нем, и тех, кто уже ездит. «Серый Тихоня» превратился в вальяжного интеллигента-флегматика, у которого все в жизни хорошо. Вряд ли от него можно ожидать большего. По крайней мере, до тех самых пор, пока не появится новый «оболтус», способный сделать карбюратор из консервной банки и предложить миру нечто экстраординарное.

похожие франшизы
Инвестиции:
От 2500000 ₽
Окупаемость:
От 12 мес.
Паушальный:
От 350000 ₽
Инвестиции:
От 350000 ₽
Окупаемость:
От 6 мес.
Паушальный:
От 240000 ₽
Инвестиции:
От 2500000 ₽
Окупаемость:
От 7 мес.
Паушальный:
От 350000 ₽
Инвестиции:
От 1500000 ₽
Окупаемость:
От 6 мес.
Паушальный:
От 100000 ₽
Инвестиции:
От 47000000 ₽
Окупаемость:
От 36 мес.
Паушальный:
От 3200000 ₽
Инвестиции:
От 8000000 ₽
Окупаемость:
От 12 мес.
Паушальный:
От 550000 ₽
Нужна помощь в подборе франшизы? Оставьте заявку!
Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами, чтобы оказать помощь в подборе и подробно ответим на все вопросы

Нажимая кнопку "Отправить заявку", вы соглашаетесь с условиями
Политики конфиденциальности

Узнайте подробнее о наших услугах и получите бесплатную консультацию

Нажимая кнопку "Бесплатная консультация", вы соглашаетесь с условиями
Политики конфиденциальности